Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Актуальность научной работы обусловлена тем, что современное образование стремится формировать у школьников навыки самостоятельной работы и критического мышления. Во-первых, организация самостоятельной деятельности способствует развитию этих навыков, а изучение темы "Творческая деятельность журналиста" позволяет школьникам выразить свои мысли, идеи и интересы через журналистику, развить свое творческое потенциал.
Во-вторых, журналистика является важной сферой деятельности в современном информационном обществе. Изучение основных аспектов творческой деятельности журналиста позволяет школьникам лучше понять процессы создания и распространения информации, а также разобраться в вопросах этики и ответственности журналиста.
В-третьих, организация самостоятельной деятельности школьников по данной теме способствует развитию их коммуникативных и аналитических навыков. Школьники учатся собирать и анализировать информацию, формулировать свои мысли и аргументировать свою позицию. Эти навыки являются ключевыми в современном информационном обществе и помогут школьникам успешно адаптироваться и профессионально развиваться в будущем.
Таким образом, курсовая работа на данную тему актуальна и важна, так как способствует развитию навыков самостоятельной работы, аналитического мышления и развитию творческого потенциала учащихся.
Цель исследования: разработать практические рекомендации для развития творческого мышления и навыков журналиста в системе дополнительного образования детей.
Для реализации данной цели потребовалось решить ряд задач:
- проанализировать понятия «творческая деятельность журналиста» в аспекте курсового исследования;
- изучить историю творческой деятельности журналиста;
- изучить психолого-педагогическую литературу о самостоятельности и творческих навыков журналиста;
- проанализировать исходные положения, организацию, ход и результаты констатирующего эксперимента по организации самостоятельной работы в обучении журналистике;
- выявить методы и приемы организации самостоятельной деятельности обучающихся по теме «Творческая деятельность журналиста»: опыт организации занятия в системе дополнительного образования детей;
- разработать практические рекомендации для развития творческого мышления и навыков журналиста в системе дополнительного образования детей.
Объекта исследования: самостоятельная деятельность обучающихся.
Предмет исследования: организация самостоятельной деятельности школьников в области творческой журналистики.
Проблема исследования состоит в необходимости разработки эффективных методов и приемов, которые помогут обучающимся организовать свою самостоятельную творческую деятельность в области журналистики. Главной задачей является стимулирование у школьников интереса к профессии журналиста, развитие их творческого потенциала и способностей, а также формирование навыков самостоятельного поиска и анализа информации, креативного подхода к созданию текстов и других журналистских материалов.
Гипотеза исследования: активное привлечение учащихся к журналистской деятельности, а также создание условий для их творческого самовыражения, способствуют развитию их коммуникативных навыков, критического мышления и овладению профессиональными компетенциями журналиста.
Для решения поставленных задач могут быть использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогических, лингвистических научных источников по проблемам исследования;
- наблюдение за профессиональной деятельностью педагога дополнительного образования;
- статистическая обработка результатов исследования;
- педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- исследование предлагает конкретные рекомендации по организации самостоятельной деятельности школьников в области творческой журналистики, они могут помочь повысить мотивацию и интерес школьников к учебному процессу, а также развить творческие способности и навыки в области журналистики;
- исследование расширяет научное понимание организации самостоятельной деятельности школьников и их творческой деятельности, его результаты могут быть использованы в дальнейших научных работах, а также способствовать разработке новых методов и подходов к организации образовательного процесса;
- исследование имеет социальную значимость, так как оно направлено на развитие личности школьников и их подготовку к будущей профессиональной деятельности. Здесь мы говорим о развитии креативности, овладении навыками самостоятельного мышления, анализа информации и коммуникации - все это является важной составляющей в формировании успешной и гармоничной личности будущего специалиста в области журналистики.
Структура и основное содержание исследования
Научно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования; определяются его цель, задачи, методы и гипотеза; рассматривается значимость исследования.
В первой главе («Теоретические аспекты творческой деятельности журналиста») представлен содержательный анализ понятия «творческая деятельность журналиста» в аспекте курсового исследования, исторический обзор творческой деятельности журналиста, проанализированы психолого-педагогические основы самостоятельной деятельности обучающихся для развития творческих навыков журналиста.
Во второй главе («Организация самостоятельной деятельности обучающихся по теме “Творческая деятельность журналиста”») представлены исходные положения, организация, ход и результаты констатирующего эксперимента по организации самостоятельной работы в обучении журналистике, рассмотрены методы и приемы организации самостоятельной деятельности обучающихся по теме «Творческая деятельность журналиста»: опыт организации занятия в системе дополнительного образования детей, разработаны практические рекомендации для развития творческого мышления и навыков журналиста в системе дополнительного образования детей.
В заключении представлены обобщающие выводы по проведенному научному исследованию, указываются перспективы развития заявленной тематики.
В приложении к курсовому исследованию включены материалы констатирующего и обучающего экспериментов.
Глава 1. Теоретические аспекты творческой деятельности журналиста
1.1. Содержательный анализ понятия «творческая деятельность журналиста» в аспекте курсового исследования
Как и любая другая работа, творчество имеет особый характер. Одной из таких областей является журналистское творчество, но заниматься им как чисто художественным или литературным творчеством невозможно. Разница между творцом и художником-созидателем в области журналистики заключается в том, что первый формулирует строгую цель, которая тренирует воображение. Журналистское творчество фокусируется на создании особых, актуальных на данный момент, объективно новых произведений, способных удовлетворить социальные потребности. Журналисты служат объектами научного и профессионального осмысления действительности.
Анализ творческой деятельности журналистов начинается с выявления взаимосвязи с "микросредой", которая не только окружает индивида, но и непосредственно влияет на личность. В редакции личные, коллективные и общественные интересы объединяются в единое целое, проявляясь в морально-психологическом настрое журналистов. Этому единству, с одной стороны, способствует активная деятельность сотрудника, направленная на достижение творческих целей, с другой стороны, не менее активная деятельность сотрудников редакции, ведь важно знать подробности творческого акта, в ходе которого человек реализует свои потенциальные возможности и умеючи.
Взаимодействие психофизических и интеллектуальных усилий журналистов по реализации идеи будущей работы - это творческий процесс, который скрывает необъяснимые моменты внезапного озарения, многократно продумывает план статей и эссе, изнуряет работой по сбору и систематизации разнородных фактов, поиску выразительных лексических средств, рассматривает различные варианты текста. композиция воображаемых произведений.
В структуре журналистского творчества различают операционное, мотивационное (внешняя и внутренняя мотивация – страстное желание), интеллектуальное и личностное (влечение, тяга, интерес, склонность, идеалы, убеждения, мировоззрение).Стороны разделены. По-настоящему творческие действия журналистов включают в себя знание существующих норм и правил, умение использовать их в нужных обстоятельствах, способность превзойти их или создать новые при необходимости.
Творческая деятельность осуществляется в области науки, техники, литературы, искусства, художественного конструирования (дизайна), создания товарных знаков и других видов обозначения продукции. Творческая деятельность важна. Литература, искусство и другие виды творчества играют важную роль в формировании духовного мира человека и повышении эстетического уровня. Внутренняя закономерность журналистской деятельности проявляется в творческом пути журналистики в виде принципов, норм и правил, обеспечивающих оптимальный характер действий журналистов и соответствие полученных результатов общественным требованиям.
Составляющими творческой личности являются:
а) знания - общекультурные и профессиональные;
б) навыки -опыт, самостоятельный творческий подход;
в) желание журналиста, его потребности – внешние (материальные потребности).
Выражение творческой активности журналиста имеет 2 формы:
а) индивидуальный стиль деятельности,
б) имидж автора.
По доминирующим творчески ориентированным типам:
1) Литературная, идеологическая и журналистская деятельность;
2) организационная деятельность.
По характеру и уровню активности профессионального поведения:
1) универсально активные;
2) интеллектуально активные;
3) практичные;
4) организованные.
Границы между всеми этими группами размыты.
Нормы и правила, представленные в творческом образе журналиста, имеют определенный характер – стохастический и изменчивый, в соответствии с которым осуществляется его деятельность. Когда исчезает понимание гибкости норм и правил, и они отождествляются с шаблонами, творческая природа профессии исчезает. Нормы и правила зависят от всех остальных элементов структуры творческой деятельности. По-настоящему творческие действия журналистов включают в себя знание существующих норм и правил, умение использовать их в нужных обстоятельствах, способность превзойти их или создать новые, если это необходимо. Результатом каждого процесса журналистской деятельности является не только информация, но и трансформация способов ее получения, объективация.
Творческая личность может существовать только в условиях творческого коллектива и успешно развиваться. Напротив, творческому коллективу нужна развитая творческая личность.
Творческая среда является не только хранилищем профессионального опыта, но и регулирует и контролирует деятельность и поступки каждого журналиста. Эффективность журналистской деятельности во многом зависит от того, насколько тесно в сознании журналистов срослись стремление достичь определенных целей с помощью влияния журналистики и желание творчески проявить себя в этом виде деятельности.
Система желаний журналистов координируется и опосредуется объективными факторами. Среди них необходимо выделить следующие:
1) Объективное положение журналиста в творческой среде.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авраамов Д. Профессиональная этика в работе журналиста. М., 1991.
2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусств. – М.; 1994.
3. Бакланова Н. К. Психологические основы профессиональ¬ного мастерства. – Л.; 1990.
4. Барманкулов М. К. Общность и специфика документаль¬ных жанров печати, ТВ, PB. – M.; 1980.
5. Белецкий А. И. В мастерской художника слова. – М.; 1989.
6. Борисюк Т. М. Эксперимент как метод познавательной де¬ятельности журналиста: Автореф. канд. дисс. – М., 1990.
7. Власова Е.Г. СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика», 2007. - 302 с.
8. Ворошилов В.В. Журналистика. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 656 с.
9. Кенжегулова Н. Информационные жанры журналистики. – Алматы: Казахский университет, 2001.
10. Лозовский Б.Н. Журналистика и средства массовой информации: краткий словарь. - Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2007. - 69 с.
11. Лук А. Н. Психология творчества. – М.; 1978.
12. Прохоров Е. П. Публицистика: Природа. Закономернос¬ти. Искусство. – М.; 1992.
13. Романовский И.И. Масс Медиа. Словарь терминов и понятий / Под.ред. В.Г. Маковеева. - М.: Издание Союза журналистов России, 2004. - 380 с.
14. Рощин С. К. Психология и журналистика. – М.; 1989.
15. Сковородников А. П. Языковое насилие в современной российской прессе // Университетская жизнь. – 1996. – № 2.
16. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. – М.; 1998.
17. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. М., 2007
18. Чудова Н.В., Евлампиева М.А., Рахимова Н.А. Психологические особенности коммуникативного пространства Интернет/ Н.В. Чудова, М.А. Евлампиева, Н.А.Рахимова - Санкт-Петербург: СПиМО, 2009. -С.50-57.
19. Шеремет П.Г. Журналистика: введение в профессию/ П.Г. Шеремет - Санкт-Петербург: СПбГУ, 2004. - 28 с.
20. Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М.; 1973.